Плакаты - эффективное средство коммуникации

Плакаты - эффективное средство коммуникации

Plakat, placard - это слово, похоже звучащее на немецком и французском языках, в переводе означает "афиша" или "объявление". Современный агитационный, учебный или рекламный плакат появился в результате незначительной трансформации театральных афиш, в которых изображение начало занимать все больше места, а от текста остался лишь короткий слоган.

Сегодня плакатом или постером (от английского poster - плакат) называют изображение крупного формата с коротким текстом рекламного, информационного или агитационного содержания.

История печати плакатов

Прародителями плаката принято считать граффити, создаваемые на стенах древних городов Греции или Рима и гравюры Средневековья. Первые плакаты появились в Европе еше в XV веке, хотя считается, что впервые их начали создавать китайцы, причем намного раньше. В 1482 году в Европе был напечатан первый рекламный плакат - он призывал приобретать учебник геометрии. Массовую печать плакатов впервые организовал француз Жюль Шере в 1850 году. В 1866 году он же описал правильное с художественной точки зрения оформление плакатов.

В создании плакатов принимали участие многие известные художники и фотографы. Так, в XIX веке оформлением плакатов занимались: Тулуз Лотрек, О. Бёрдсли, А. Муха, Т. Стейнлейн и другие. В XX веке над агитационными и рекламными плакатами работали М. Врубель, Пабло Пикассо; Л. Мендес; Г. Клуцис, Ж. Февр, Энди Уорхол, Дж. Хартфилд.

Размер политических, учебных или рекламных плакатов может быть различным. Наиболее распространены такие, ставшие классическими форматы, как 594х840 мм, 1200х1800 мм. В 1993 г. в Гонконге был создан самый большой в мире плакат площадью  21936 кв.м. От размеров изображения, прежде всего, зависит видимость плаката. Так, для изображения размером 1200х1800 мм - дальность расстояния восприятия составляет около 15 метров, для изображения 3000х6000 мм - до 100 метров.

Применение плакатов

Основными сферами применения плакатов считаются:

  • политическая пропаганда и агитация;
  • реклама;
  • образование;
  • индустрия развлечений;
  • техника безопасности.

Помимо этого постеры находят и другое применение - часто с их помощью организовывают поздравления с праздниками. Например, плакаты на день рождения часто используют в офисах для поздравления сотрудников. Плакаты на свадьбу создают для украшения зала для торжеств и поздравления новобрачных.

В политической пропаганде плакаты наиболее широко используют различные партии в ходе предвыборных кампаний своих кандидатов, для агитации "за" или "против" какого-либо события, для информирования о своей деятельности. По сути - это рекламные плакаты, где объектом "продвижения" выступает партия или личность.

В сфере образования плакаты носят обычно информационную нагрузку, иллюстрируя учебный материал, популяризируя научные открытия. В сфере техники безопасности плакаты предупреждают об опасности, призывают соблюдать определенные правила, предостерегают от выполнения каких-либо действий, разъясняют правила поведения вблизи опасных объектов. В индустрии развлечений плакаты анонсируют какие-либо события, по сути, выполняя роль рекламных плакатов и афиш.

Наиболее широкое применение сегодня находят рекламные плакаты, информирующие или побуждающие приобретать определенные товары и услуги. Это, пожалуй, самое распространенное средство продвижения продукции. Размещают их в самых разных местах: вблизи транспортных магистралей, в местах массового скопления людей: внутри транспортных средств, в торговых и выставочных залах, в кинотеатрах, учебных заведениях, развлекательных центрах и так далее.

По поводу того, каким должно быть оформление плакатов, уже написано множество книг "гуру" рекламы и пропаганды. Над их созданием работают целые коллективы художников, дизайнеров, маркетологов.

Технологии печати плакатов постоянно развиваются. Наиболее распространенными из них являются:

  • офсетная печать - для создания массовых тиражей политических или рекламных плакатов;
  • широкоформатная печать - для создания небольших тиражей плакатов крупного формата;
  • цифровая печать - для изготовления единичных изделий. Таким способом можно напечатать плакат на день рождения.

Намного реже создание постеров выполняют методом аппликации, трафаретной печати или вручную - рисуют на холсте или бумаге, так, например, можно создать плакат на свадьбу.

В стремлении привлечь внимание самой широкой аудитории художники стараются найти новые выразительные средства и использовать их в оформлении плакатов. Поэтому у плаката большое будущее - он становится все более популярным, постоянно развивается и совершенствуется, находит новые сферы применения и является одним из самых эффективных средств рекламы, пропаганды и информирования.