От надписей на камнях до медиафасадов

3898

От надписей на камнях до медиафасадов

Сколько существует человеческая цивилизация, столько и публично предлагаются товары и услуги. В современном мире наружная реклама играет значительную роль в экономике. Город XXI века немыслим без бросающихся в глаза баннеров, биллбордов, ситилайтов, суперсайтов, светодиодных экранов, медиафасадов и других уличных рекламных носителей. Интересно узнать, что предшествовало этому нынешнему разнообразию.

С античных времен до индустриальной эпохи

Одним из самых древних из сохранившихся до нашего времени образцов рекламы является обнаруженная на развалинах египетского города Мемфис времен фараонов высеченная на камне надпись, сообщающая: «Я, Рино Критянин, исполняя волю богов, истолковываю сновидения». В Элладе на придорожных столбах размещались извещения о предстоящих Олимпийских играх. Стены домов древнеримских городов были исписаны различными граффити, пропагандирующими трактиры, увеселительные заведения, зрелищные мероприятия. Благодаря археологам стали известны, к примеру, такие: «Двадцать пар гладиаторов будут биться в Помпеях за 6, 5, 4, 3 дня и накануне ид апреля, а также будет показана настоящая охота», или: «На деньги Фаустины общественные термы моют согласно обычаям города и предоставляют все услуги». В Риме и Греции рекламные тексты также публиковали на деревянных и медных досках.

В средневековой Европе наружная реклама существовала преимущественно в виде художественно исполненных и информативных вывесок на тавернах, лавках и гостиницах, на которых изображались предлагаемые товары или услуги либо символ заведения (например, если кабачок назывался «Круторогий бык» или «Жирный баран», то над входом в него помещалось намалеванное или вырезанное из дерева соответствующее животное). Перед цирюльнями ставился высокий шест, разрисованный красными и белыми полосами.

Во второй половине XVI века, после изобретения книгопечатания, распространились и рекламные объявления, изготовленные типографским способом. В XVIII столетии стали делать литографии, а с 70-х годов XIX века механизировали печать широкоформатных постеров с использованием краски.

В нашей стране

В России с середины XIX столетия наружная реклама стала украшением улиц больших городов. В 1897 году в Петербурге состоялась первая международная выставка афиш и плакатов. В оформлении печатных рекламных носителей в те годы участвовали знаменитые художники, например, В. Андреев, С. Соломко. И. Порфиров, И. Галкин. Бурно развивалось «искусство» украшения витрин. Чем больше они были заполнены товарами, тем более престижным считался магазин, а в вечернее время для подсветки этих экспозиций использовались электрические или керосиновые лампы.

Также улицы дореволюционных российских городов удивляли количеством вывесок. Их вывешивали не только над торговыми заведениями, но и поперек улиц, на балконах, между дверьми, на фасадах и на не имеющих окон стенах домов. Выработались определенные традиции в оформлении этого вида уличной рекламы. Так, над входом в магазин, торгующий очками, помещали огромное пенсне с цветными стеклами в металлической оправе. Часовщики иногда устанавливали вместо вывески гигантский деревянный или жестяной макет карманных часов, на циферблате которых имелась фамилия хозяина заведения.

В советское время, если не считать недолгих лет НЭПа, уличная реклама была совершенно не развита и, в общем-то, не нужна – товары и услуги, в условиях их дефицита и отсутствия рыночной конкуренции, и так потреблялись гражданами. К примеру, часто встречающийся на улицах городов призыв: «Летайте самолетами Аэрофлота!» – смотрелся нелепо, так как другие авиакомпании в стране не работали.

Империя света

С наступлением рыночных отношений в нашей стране были реализованы все мировые достижения в сфере наружной рекламы. Уже в 2000 году в Москве количество соответствующих конструкций-носителей сравнялось с таковым в Лондоне.

В последнее время, наряду со всевозможной широкоформатной печатной продукцией, стали популярными, к примеру, мультисферы (медиашары) – круглые проекционные экраны, сделанные из одно-, двух- или трехслойной ткани, на которую подает изображение лазерный проектор, или видеопиллары, представляющие собой стойку с TFT- или LCD-монитором. Повсеместно на улицах крупных городов встречаются призматроны – рекламные носители с изменяющейся видимой поверхностью, состоящей из трехгранных призм, поворачивающихся через заданный промежуток времени, что позволяет по очереди демонстрировать три разных изображения.

С каждым годом становится все более фееричной и впечатляющей световая наружная реклама. Новый этап в ее развитии наступил с началом использования светодиодов и динамических эффектов. В наши дни творчество дизайнеров и арт-директоров, современные технологии и труд промышленных альпинистов создают самые разнообразные рекламные конструкции.


Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Входите пожалуйста.